Опровергнут миф об образовании звёзд.

28 августа 2009 года.

Учёные из CSIRO Australia опровергли один из мифов, касающийся формирования звёзд, при сжимании облаков газа. Для этого они проводили наблюдения за галактиками с помощью радиотелескопа CSIRO Parkes. Этим мифом было то, что примерно с 1950 года учёные считали, что при формировании звёзд отношение числа массивных звёзд к числу звёзд с массой, как у Солнца, постоянно для всех регионов, в которых идёт формирование звёзд. Это значит, что, например, если появляется звезда с массой в 20 раз большей, чем у Солнца, то после предыдущего формирования такой же звезды появилось 500 звёзд с массой как у нашего светила и меньше.

Соотношение количества звёзд большой массы, к количеству звёзд массой как у Солнца называется начальной функцией массы (initial mass function). Большая часть света, которая доходит до нас из других галактик, излучается массивными звёздами. Хотя небесных светил небольших размера и массы гораздо больше в звёздных скоплениях. По этому, измерив количество света от галактик и учтя возраст звёзд, учёные могут предположить, исходя из начальной функции массы, сколько звёзд массой как у Солнца располагается в этих скоплениях и из этого могут найти примерную массу галактик. Все эти вычисления были бы верны, если бы эта функция была одинакова для всех галактик, но, как показывают новые наблюдения, это предположение неверно.

Например, карликовые галактики формируют гораздо больше звёзд с массой как у Солнца, чем это предполагает функция начальной массы. Учёные выяснили это с помощью измерения излучения нейтрального водородного газа, который является основным элементом для звёздо образования. После первых наблюдений астрономы составили список галактик, в которых происходит интенсивное формирование звёзд. Затем они провели измерения ультрафиолетового и H-альфа излучений из этих галактик. H-альфа излучение является признаком крупных звёзд с массой 20 масс Солнца и больше, ультрафиолетовое же излучение является признаком как этих звёзд, так и менее массивных звёзд с массой около 3 солнечных масс.

Вычислив по этим показателям, количество крупных звёзд и количество менее массивных, астрономы обнаружили, что отношение их количеств не является постоянным для всех галактик. По этому предположения основанные на его постоянстве - неверны. Как говорят учёные, на формирование звёзд оказывают влияние внутренние параметры среды, в которой идёт их образование, одним из них является давление газа в облаках, чем оно больше, тем большее количество крупных звёзд рождается и наоборот.

Это даёт ответы на многие необъяснимые явления, которые не давали астрономам покоя, например, изменение отношения H-альфа излучения к ультрафиолетовому, как функции от радиуса галактик. В свете нового открытия это легко объяснить - чем больше радиус галактик, тем меньше плотность и давление газа в них, и значит тем меньше рождается крупных звёзд с массой 20 масс солнца и более. Сейчас астрономы строят ещё более совершенный телескоп Australian SKA Pathfinder, который позволит определить отношение количества крупных звёзд к количеству звёзд обычной для видимой Вселенной массы в более чем 500000 галактик. И даст более точное представление о том какие параметры влияют на формирование звёзд.