Звёзды рождаются в агрессивной среде.

21 августа 2009 года.

Астрономы провели наблюдение за кластером звёзд RCW 38, расположенном на расстоянии 5500 световых лет от нас в созвездии парусов (constellation Sails). Они обнаружили, что он полон газа и пыли и в нём происходит образование большинства типов звёзд, населяющих Вселенную. По этому этот кластер является природной лабораторией, в которой учёные могут изучать как рождаются звёзды, которые есть сейчас, которые были и которым ещё только предстоит появиться.

С использованием прибора адаптивной оптики NACO, установленного на ESO Very Large Telescope, астрономы смогли сделать самые чёткие снимки этого кластера. Они сосредоточились на его центре, в котором расположена звезда IRS2, сияющая бело-голубым цветом - это значит, что температура её поверхности самая высокая для звёзд. С помощью этих наблюдений учёные выяснили, что IRS2 это не одна, а на самом деле две звезды, вращающиеся вокруг друг друга на расстоянии примерно равном 500 расстояниям между Солнцем и Землёй.

Вокруг этих двух светил находится множество протозвёзд - слабо светящихся предвестников полностью сформировавшихся звёзд. Но многие из них не смогут пройти эту стадию, т.к. радиация IRS2 расширяет и разрывает вещество и не даёт ему образовать протозвёзды и протопланетные диски вокруг них, из которых по прошествии многих млн лет могут сформироваться планеты, кометы и спутники - всё то, что образует планетарные системы, как наша собственная.

Как будто бы этой радиации недостаточно, звёздные ясли ещё и полны сверхновых звёзд, которые во время своих взрывов образуют мощные ударные волны и выбрасывают редкие изотопы химических элементов. Они затем оседают в окружающих звёздах и планетах. В частности по тому что в нашем Солнце были обнаружены подобные вещества, астрономы сделали вывод о том, что оно родилось в таком же звёздном кластере, как этот, а не в более разреженной части Млечного Пути. Учёные говорят: "Адаптивная оптика даёт нам возможность разглядеть с высокой детальностью окружающее нас пространство и позволяет увидеть суть происходящих в нём процессов. С помощью этого мы можем узнать как формировались звёзды, окружающие нас, в том числе наше Солнце."