Найдены необычные спутники звезды.

23 декабря 2009 года.

Около старой массивной звезды найдены 2 необычных объекта - коричневых карлика - они представляют собой "отсутствующее звено" между планетами и звёздами. Их масса намного больше, чем масса планет, но всё же не дотягивает до того, чтобы внутри них началась термоядерная реакция. При этом - обнаружение сразу же двух таких объектов около довольно обычной звезды - это большая редкость. По этому тщательное изучение этих двух коричневых карликов - возможно, позволит понять как они формируются.

Звезда, вокруг которой они обнаружены, - это BD +20 2457 - она является звездой-гигантом класса K2 - у неё уже почти закончилось термоядерное топливо и в скором времени она начнёт очень быстро сжиматься и или взорвётся как сверхновая звезда или превратится в чёрную дыру. Раз само светило столь массивно и вокруг него ещё и вращаются 2 коричневых карлика - значит первоначальное газо-пылевое облако, из которого сформировалась эта система, обладало просто огромной массой. Хотя, по правде говоря, астрономы пока не знают как образуются коричневые карлики - как обычные планеты или это - сгустки материи, появившиеся при формировании самой звезды.

Чтобы обнаружить эти объекты - учёные использовали прибор High Resolution Spectrograph, установленный на телескопе Hobby-Eberly Telescope в западном Техасе. Они разложили свет от BD +20 2457 в спектр и наблюдали как он изменяется во время движения коричневых карликов вокруг звезды. Когда спутники проходили между нами и звездой - их гравитационная сила немного приближала BD +20 2457 к нам - в результате чего длины волн её спектра немного уменьшались и он смещался в синюю сторону. Когда же они проходили за ней - они её чуть-чуть оттягивали от нас - в результате чего длины волн её спектра увеличивались и он смещался в красную сторону.

По тому насколько сильно и быстро изменялся спектр света звезды - астрономы смогли вычислить массы объектов и формы и размеры их орбит. Так самый большой из карликов оказался массивнее Юпитера в 21 раз, меньший же - в 13 раз - он находится на самом пограничье между планетами и коричневыми карликами - поскольку в них как раз и записывают тех, чья масса больше или равна 13 массам Юпитера. Оба они находятся от BD +20 2457 на расстояниях от 1,5 до 2 расстояний между Землёй и Солнцем и год на большем из них длится 380 дней, на меньшем же 622 дня. Что же необычного в них - даже среди коричневых карликов - так это то насколько быстро они сформировались - всего несколько млн лет назад BD +20 2457 была в своей активной стадии и излучала огромные количества энергии - это должно было сжечь и испарить всё, что вращалось вокруг неё на таком расстоянии. Это значит, что объекты успели сформироваться всего за несколько миллионов лет - то есть в год они должны были набирать такую же массу, какой обладает наша Луна. Это говорит о том, что они росли, не просто пассивно поглощая окружающий материал, но и активно притягивали его к себе, за счёт своей огромной гравитационной силы.