Вокруг ближних звёзд - есть планеты.

18 декабря 2009 года.

Вокруг двух близких к нам звёзд обнаружены каменистые планеты с массой всего в несколько раз большей массы Земли. По этому показателю они находятся где-то посередине между нашей планетой и ледяными гигантами, такими как Уран и Нептун. В отличии от открытых ранее каменистых планет - эти вращаются вокруг звёзд, подобных нашему Солнцу, - это говорит о том что такие планеты могут быть очень частым явлением во Вселенной, а не редкими гигантскими камнями, вращающимися только вокруг узкого круга звёзд.

Для того чтобы обнаружить это, учёные использовали два телескопа Обсерваторию Кек (Keck Observatory) на Гаваях и Англо-Австралийский Телескоп (Anglo-Australian Telescope) в Австралии. Они фиксировали небольшие смещения звёзд, вызываемые вращающимися вокруг них планетами, и вместе с этим следили за их яркостью, чтобы исключить из рассмотрения вспышки на них, которые могут быть ошибочно приняты за смещения звёзд. Первым светилом с каменистыми планетами стала 61 Virginis в созвездии Девы - она расположена от нас всего в 28 световых годах и очень сильно напоминает Солнце по возрасту, массе, светимости и другим параметрам. Ранние исследования исключили существование вокруг неё гигантских газовых планет, по типу Юпитера, - небольших же оказалось, по крайней мере, - 3 - самая маленькая из них - всего в 5 раз тяжелее Земли и обращается вокруг своей звезды за 4 дня. Сигнал от неё является одним из самых слабых, когда-либо изучавшихся до этого астрономами, но это точно планета, а не помеха, поскольку её существование подтверждается двумя независимыми телескопами.

Второй звездой стала HD 1461 - она располагается в созвездии Кита - на расстоянии 76 световых лет от нас. У неё обнаружена планета в 7,5 раз более тяжёлая, чем Земля, и вращающаяся вокруг своей звезды один раз в 6 дней. По размерам же она стоит примерно между нашей планетой и Ураном. Вокруг HD 1461, возможно, вращаются ещё 2 подобных планеты, но чтобы сказать точно - требуются дополнительные исследования. Все эти планеты расположены слишком близко к своим звёздам, по этому на них черезчур жарко для существования на них жидкой воды и жизни - такой, какую её знаем мы - но учёные своим исследованием наметили путь, с помощью которого можно будет искать планеты около звёзд класса M. Они обычно в 2 раза легче Солнца и излучают всего примерно 2% его энергии - по этому планеты, расположенные вокруг них на столь близком расстоянии, - будут как раз находиться в зоне, пригодной для существования жидкой воды и жизни.